Погода в Дюссельдорфе
Погода в Сочи
Погода в Новосибирске Погода в Ташкенте
Погода в Ялте Погода в Кракове
Погода в Алматах Погода в Праге

Новости и события

  • 07.02.11
    Цемент замедленного действия


    Выполняя поручения правительства, камчатские строители используют сырье, качество которого вызывает все больше и больше вопросов?

    О сейсмической опасности Камчатки не знают уже разве что школьники младших классов провинциальных школ западной части России. Тема переселения жителей края из ветхого жилья с завидной периодичностью появляется в дальневосточных и федеральных СМИ, более того, она находится на контроле не только полпреда Виктора Ишаева, но и правительственных структур. Однако то ли по недосмотру, то ли по каким-то другим причинам ключевой вопрос - «А из каких материалов возводятся новые дома для переселенцев?» - почему-то не привлекает внимания контролирующих органов, ответственных за соблюдение законодательства в строительной отрасли.

    Из истории вопроса

    Укрепление существующих сооружений и переселение жителей из ветхого жилья давно стало притчей во языцех. В ситуацию приходилось вмешиваться и председателю правительства Владимиру Путину, и президенту Дмитрию Медведеву. Вспомнить тот же поселок Корф Олюторского района и историю с переселением его жителей. Тем, кто забыл - напомним. Решение о закрытии населенного пункта было принято еще в 2006 году после разрушительного землетрясения. Спустя три года краевые чиновники заявляли, что работа по переселению начата.

    При этом распоряжение губернатора, в котором был утвержден список отселяемых семей, было подписано в октябре 2010 года. Отменялись аукционы, призванные определить подрядчика на проведение сейсмоусилительных работ, один из которых вообще закончился скандалом. В итоге федеральные власти были вынуждены взяться за решение этого вопроса самостоятельно и исполнителем назначили Спецстрой России.
    Премьер Владимир Путин, указавший прямым текстом на необходимость «прекратить всякие внутрикраевые склоки», во время визита на полуостров был в шоке, когда увидел, в каких условиях пребывают жители аварийного общежития краевой столицы. Попенял на нерасторопность краевой власти и Дмитрий Медведев, потребовавший от властей региона «решительных действий по наведению порядка на камчатской земле».

    С горем пополам, но дело сдвинулось с мертвой точки и работы начались. Тут бы и порадоваться тому, что «процесс пошел» и заветная мечта камчадалов о комфортном и безопасном жилье с каждым днем приближается к воплощению в реальность. И средства на великую стройку пошли, и в начале этого года многие из них стали настоящими новоселами. И отчеты об исполнении есть и у полпреда Виктора Ишаева и, полагаем, уже и у самого Владимира Путина. Тем более, что средства, выделенные из федерального бюджета представляют собой реальные почти 4 миллиарда рублей.

    Более того, Виктор Ишаев благоприятно отзывается и о компании подрядчике, говоря, что «эта организация очень активно и эффективно на протяжении многих лет работает в регионах Дальнего Востока, в том числе и в Камчатском крае». Полпред подмечает, что «Дальспецстрой» работал в Вилючинске, где построил хорошие здания, сооружения - жилье, спортивный комплекс, прекрасную больницу, дом для офицеров. Это государственная компания, так что есть полная уверенность, что все будет сделано в срок. Радуйся, камчадал! Завертелось, закрутилось, будут новые дома, но...

    «Сделано в России?»

    Качество готовых сооружений и зданий достигается не только за счет внедрения новейших технологий, использования труда высококвалифицированных работников, стабильного финансирования, но и, естественно, качества самих строительных материалов - арматуры, кирпича, бетона... Тем более в таком сейсмоактивном регионе как Камчатка. Не будем погружаться во весь технологический процесс, остановимся только на одной его составляющей - бетоне.

    Даже ребенок знает, что бетон это строительный материал, получаемый в процессе затвердевания массы, состоящей из цемента, заполнителя (к примеру, щебня) и воды. От качества цемента, входящего в бетонную смесь, зависит устойчивость всего сооружения к нагрузкам.

    По данным информированных источников, осенью прошлого года в край завезли в мягких контейнерах, а попросту - в «биг-бегах» почти 12 тысяч тонн цемента. С одной стороны известие радостное - строительная отрасль обеспечена материалом так, что только строй и строй. Но как в старом бородатом анекдоте есть нюанс. Даже два.

    Нюанс первый - требования, предъявляемые к цементу. Продекларированный правительством и полпредом контроль процессов возведения новостроек в Петропавловске-Камчатском подразумевает жесточайшее соблюдение законодательства. В том числе и тех самых требований к качеству поставляемых на стройки материалов. Для цемента, строители это отлично знают, есть ГОСТ 10178-85. Пункт пятый этого документа гласит:

    «ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
    Изготовитель гарантирует соответствие цемента всем требованиям настоящего стандарта при соблюдении правил его транспортирования и хранения при поставке в таре в течение 45 суток после отгрузки для быстротвердеющих и 60 суток для остальных цементов, а при поставке навалом - на момент получения цемента потребителем, но не более чем 45 суток после отгрузки для быстротвердеющих и 60 суток для остальных цементов».


    Смысл этого положения заключается в том, что по истечении 60 суток с момента отгрузки производителем цемент, по идее, должен проходить повторные испытания, чтобы подтвердить сохранность своих свойств. А теперь давайте посчитаем, сколько времени строительный материал идет со склада во Владивостоке до строительной площадки в Петропавловске-Камчатском. Вы действительно верите в то, что путь займет меньше двух месяцев? Добавьте к этому сроку время хранения на складах уже здесь, на Камчатке. Интересная математика получается.

    Нюанс второй - происхождение самого цемента, поставленного для курируемых федеральными чиновниками строительных проектов. В массе своей упомянутые 12 тысяч тонн имеют китайскую родословную. Прибавляем к сроку время доставки цемента от места производства - даже с учетом оперативного таможенного оформления «там» и «здесь» временной промежуток существенно увеличивается. И возникает резонный вопрос - а проходили ли поставленные партии китайского цемента повторную проверку в соответствии с требованиями ГОСТ 10178-85? И возникнет ли такой же вопрос у представителей прокуратуры и иных контролирующих органов?
    Теперь, собственно, о китайском цементе. Сейчас Россия производит порядка 65 млн. тонн цемента в год, Америка - 130 млн. тонн, а Китай - более 1,2 млрд. тонн. При этом порядка 40% делается вручную, что нам, в России, трудно себе даже представить. В Поднебесной цемент выпускают как крупные заводы с высокотехнологичным оборудованием (при помощи так называемых вращающихся печей), так и крошечные производства с устаревшим оснащением, неквалифицированным персоналом, работающие на шахтных вертикальных печах. Последних производств в Китае тысячи, именно они выпускают низкомарочный цемент, который в массовом порядке под вывеской высокомарочного вывозится на экспорт и продается по очень низким ценам.

    Более того, не так давно в Китае был введен запрет на использование «низких» марок для строительства. Это значит, что там скопились огромные запасы такого «недоцемента». Они вывозятся за пределы КНР и предлагаются по довольно низким ценам. Те, кто побывал в Китае, знают, что там часто строят «краткосрочные» здания на пять лет, затем сносят и строят заново. При таком подходе требования к стройматериалам можно занижать, но в России, а уж тем более в сейсмоопасных регионах, он неприемлем.

    Трагические уроки Китая

    14 апреля 2010 года в Китае, в провинции Цинхай произошло землетрясение магнитудой 6,9 баллов. Погибли более 2000 человек, 12000 - ранены, 195 - числятся пропавшими без вести.
    В ноябре 2009 года свыше 300 тысяч человек пострадали в результате землетрясения на юго-западе Китая. Буквально за считанные минуты были разрушены свыше одной тысячи жилых домов, еще около 30 тысяч зданий получили повреждения.

    В результате землетрясения в магнитудой 7,9, произошедшего 12 мая 2008 года китайской провинции Сычуань погибли 68712 человек. При этом тела приблизительно 18 тысяч не найдены; эти люди официально числятся среди погибших. Родители погибших при землетрясении школьников заявляли, что причиной гибели большого числа детей стали недостатки конструкции и брак при строительстве зданий. Если чужие трагические уроки нас не учат, будем учиться на своих?

    Нам удалось связаться с представителем «Дальспецстроя» в Камчатском крае - начальником отдела оперативного управления Игорем Галамушкой. Игорь Михайлович в телефонном разговоре (запись разговора есть) отметил, что впервые слышит том, что на Камчатку завезли китайский цемент и что его используют на работах по сейсмоукреплению. «Мы на Камчатке берем бетон у местных производителей и контролируем его качество, паспорта соответствия. Лаборатории проводят испытания бетона и всего остального, и если бетон не проходит испытания, то он не идет на заливку», - отметил наш собеседник.

    Вместо эпилога

    Использование бетона местных производителей - дело хорошее, ведь и рабочие места, и финансовые вливания в камчатскую экономику. Но проверяется ли действительно качество строительных материалов так, как об этом говорит представитель строительной организации? Ведь контролера к каждой бетономешалке не поставишь и каждый кубометр бетона на предмет наличия в нем не отвечающего требованиям цемента не проверишь. Вопрос остается открытым. Открытым для соответствующих контролирующих органов.