Погода в Дюссельдорфе
Погода в Сочи
Погода в Новосибирске Погода в Ташкенте
Погода в Ялте Погода в Кракове
Погода в Алматах Погода в Праге

Новости и события

  • 04.05.11
    Цементовозов на всех не хватит?


    В ближайшие полгода массового выпуска цементовозов не ожидается, а это значит, что скоро наступит их дефицит и цементные заводы, которые сейчас не заключат договор долгосрочной аренды на данный вид подвижного состава, просто не смогут вывезти свой груз.

    Сегодня на цементовозы появились заказы, ввиду того что увеличился объем перевозок. Однако активно они не производятся, так как вагоностроительные заводы, которые могут выпускать этот подвижной состав (например, Рузаевский, Крюковский), не имеют своего литья, а те, у кого оно есть, забиты заказами на полувагоны.

    По состоянию на конец I квартала 2011 года общий парк цементовозов на сети российских железных дорог составляет около 22 тыс. единиц. Средний возраст вагона – 10 лет при сроке службы в 26. Массовое обновление парка происходило в период с 2006 по 2008 год. За это время было произведено порядка 11,5 тыс. вагонов. 

    Можно сделать вывод, что существующий парк цементовозов хорошо обновлен, является качественным и в ближайшие годы средний возраст вагона практически не изменится (в 2011–2013 гг. к списанию подлежит не более 2 тыс. единиц) .

    Обратной стороной медали является общее количество хоппер-цементовозов. По статистике, 35% парка работает не в строительном секторе и осуществляет перевозки таких грузов, как минеральные удобрения, сырье для стекольной промышленности и т. п.

    Парк данного вида подвижного состава, используемый для перевозки цемента, насчитывает 13,5 тыс. вагонов. В 2010 году железнодорожным транспортом было перевезено 35 млн тонн цемента.

    Потребный парк для вывоза указанного объема в пиковый период составляет около 17 тыс. хопперов. В прошлом году этот, казалось бы, значительный дефицит был компенсирован массовой подачей на рынок перевозок строительных грузов зерновозов.

    В 2011-м, с учетом состояния рынка строительства России и введения новых мощностей по производству цемента, потребности в перевозках могут превысить показатели 2007 года, которые составляли 52 млн тонн.

    Потребный парк для вывоза указанного объема в пиковый период должен составлять 23–24 тыс. хопперов. Из цифр видно, что необеспечение подвижным составом для каждого производителя цемента летом 2011 года может достигать более 30%.

    Начиная с III квартала 2008 года по I квартал 2011-го на вагоностроительных предприятиях было произведено не более 200 вагонов. Напротив, в связи с отсутствием достаточного объема перевозок и окончанием срока службы за этот же период было утилизировано несколько тысяч хоппер-цементовозов.

    Если брать во внимание списание последующих лет, то потребность в строительстве новых цементовозов сейчас оценивается в 6–8 тыс. вагонов, а с учетом ввода новых мощностей по производству цемента – в 10–12 тыс., или 50% от рынка перевозок цемента.

    Стоимость нового хоппер-цементовоза на сегодняшний день составляет около 2,1 млн рублей без учета НДС. Для окупаемости вагона в семилетний период среднегодовая суточная ставка использования должна составлять около 1,8 тыс. руб. без НДС.

    Если учесть, что транспортные компании располагают парком с меньшей начальной стоимостью, а также принять во внимание их потери в строительном сегменте перевозок в период кризиса, то для возобновления строительства цементовозов необходима суточная ставка аренды в 1,5–1,6 тыс. рублей без НДС. 

    В настоящий момент себестоимость платы за пользование вагоном в стоимости тонны цемента составляет 180 руб. (чуть более 5% от общей стоимости тонны продукта у конечного потребителя). Для того чтобы возобновилось строительство хоппер-цементовозов в России, потребителям цемента потребуется увеличить данные затраты на 100–110 руб. в тонне продукта.       

    По мнению представителей ООО «Трубная транспортная компания», данное увеличение незначительно повлияет на стоимость продукта у конечного покупателя, а вот потери от возможности невывоза груза для строительной отрасли могут быть катастрофическими.