В рамках второго этапа проекта OSAMAT проводятся испытания по
масс-стабилизации торфяных и прочих нестабильных видов почвы при помощи
сланцевой золы. «При создании железнодорожного полотна или шоссейной
дороги нестабильная почва обычно убирается и замещается стабильным
материалом. В качестве альтернативного решения, масс-стабилизация почвы
происходит при помощи цемента. В нашем проекте мы проводим испытания по
масс-стабилизации почвы при помощи сланцевой золы. Содержащиеся в золе
каменеющие связывающие вещества делают торф достаточно стабильным для
того, чтобы проложить по нему шоссейную дорогу», поясняет один из
руководителей проекта, руководитель по развитию в области окружающей
среды Eesti Energia Тынис Меристе.
Применение сланцевой золы, которая частично или полностью замещает
цемент, дало бы возможность сэкономить затраты в процессе
масс-стабилизации и расширило бы возможности повторного использования
золы.
На начавшемся этапе проекта различные виды сланцевой золы, а также
смесь золы и цемента будут тестироваться на участке дороги Симуна –
Вайату. При ее строительстве будет стабилизирован слой торфа глубиной до
3,3 метра, после чего на этой почве будет создано основание дороги и
дорожное полотно.
«Всего на протяжении полукилометрового пилотного участка дороги будет
стабилизировано 10 846 м3 торфа. Каждая секция длиной 100 метров будет
создана с использованием различных видов золы и различных пропорций
смеси золы и цемента. При строительстве пилотного отрезка будет
тестироваться зола из циклонов, зола из котлов, использующих технологию
пылевидного сжигания и зола из котлов, которые оснащены системой
сжигания в циркулирующем кипящем слое», говорит руководитель проекта
службы продажи золы Нарвских электростанций Арина Королева.
После завершения строительных работ за участками дороги, созданными с
применением сланцевой золы, в течение пары лет будет вестись наблюдение
для того, чтобы получить информацию о том, как ведут себя участки,
стабилизация почв на которых производилась с применением различных
смесей. Согласно нынешнему плану, мониторинг построенных в рамках
проекта тестовых участков дороги продлится как минимум до 2016 года.
Первый этап проекта OSAMAT начался в 2011 году, в рамках этого этапа
проводились испытания применения сланцевой золы при создании дорожного
полотна. Зола использовалась для создания стабилизирующего слоя под
асфальтом на участке дороги Нарва - Мустайыэ. Мониторинг результатов
работы, проделанной за первые два года действия проекта OSAMAT,
продолжается и выводы, основывающиеся на его результатах, можно будет
сделать в течение ближайших двух лет. Окончательные выводы о
возможностях использования сланцевой золы в дорожном строительстве будут
сделаны после завершения проекта.