Мировая
общественность обсуждает итоги Петербургского экономического форума. Его
главный посыл - с Россией можно и нужно работать. На Ямале, как
известно, реализуется масштабный проект с участием иностранных компаний.
Причал для отгрузки сжиженного газа в порту Сабетта, готов уже на 20%.
Напомню, первая очередь завода СПГ
планируется к запуску в 2017-м году. Кроме того, в Сабетте, уже
пробурено более половины скважин, необходимых для первоочередных
отгрузок углеводородов.
О том, что еще происходит на строительстве мегапроекта - наши коллеги с телеканала «Ямал-Регион».
Поздний вечер в Сабетте. Тренажерный
зал. Говоря языком атлетов, мужчины «тягают железо». Здесь килограммами,
а в рабочее время - тоннами. Для монтажника Арслана Рашидова - это
первая стройка такого масштаба.
Арслан Рашидов, монтажник: «Мощностей?
Я не разбираюсь, но то, что тут много денег вложено - это видно сразу,
по объекту. - Чувствуется, что это будет мощь. Сразу видно. Даже, когда
приезжаешь, тот же аэропорт в какой-то тундре - это сразу видно, что это
будет грандиозное что-то».
Проект уникален во всем.
Квадратные километры освоенной тундры. Более 600 тысяч тонн
металлоконструкций только для завода по сжижению газа. Намыто и высушено
речного песка - 25 миллионов кубометров.
Любой объект здесь возводится на
песчаной подушке. Какой показатель ни возьми - все измеряется не меньше
чем тысячами. 160 тысяч кубических метров газа будет вмещать каждое из
четырех хранилищ. Их конструкция сейсмо-взрывоустойчива. Внутри
никелевый баллон.
Только этот металл сохраняет свои
качества при температуре минус 162 градуса, необходимой для хранения
сжиженного газа. В октябре ожидается серьезная операция по установке
модулей завода. Огромные конструкции, каждая весом не меньше двух тысяч
тонн, придут в порт, который в ближайшее время передадут на баланс "Ямал
СПГ".
Дмитрий Монаков, первый заместитель директора проекта «Ямал-СПГ»: «Как
вы сейчас видите, все причалы у нас заняты судами, которые привезли
строительные грузы для многочисленных организаций. У нас задача в этом
году - привезти и перевалить в морском порту примерно 3,5 млн. тонн
грузов».
Это грузовой порт, тот, что должен стать
многофункциональным. В процессе строительства причал для газовозов. Его
возведут к 17 году, когда первая очередь завода СПГ будет запущена. К
2019, к слову, завод заработает на полную мощь.
К тому времени
на Южно-Тамбейском месторождении будет пробурено более 200 скважин.
Часть их уже готовы. Работы не останавливаются ни на минуту. Такая
производительность в бурении достигнута благодаря, опять же -
уникальным, установкам "Арктика". Закрытые от холода и ветра, вышки
полностью автономны. Разве, что не жилые, - шутят бурильщики.
Гапур Япаров, мастер буровой: «Здесь
2110 метров пробурено. Колонна спущена на глубину 2108 метров и
зацементирована. Вот теперь 48 часов - ожидание затвердевания цемента».
Расположение завода прямо на месторождении - выгодно отличает Ямал -
СПГ от подобных заводов. Нет расходов на доставку газа к переработке,
холодный климат работает на повышение производительности.
При этом сам южный Тамбей зародился у
самого выхода в арктические воды и выступил генератором экономических
идей, которые впрочем, уже воплощаются. Проекты на днях обсуждали на
экономическом форуме в Петербурге.
Дмитрий Кобылкин, врио губернатора ЯНАО: «Реализация
проекта Ямал-СПГ подтверждает, что одно рабочее место в Арктике требует
создания порядка 14 рабочих мест в регионах РФ. Это синергетический
эффект комплексного формирования транспортно-логистической
инфраструктуры в Арктике, включая порт Сабетта и развитие СМП и,
конечно, строительство севширхода, что станет мощным драйвером общего
подъема экономики не только регионов УФО, но и всей России».
Главы субъектов Уральского округа договорились собраться под
председательством полпреда в Сабетте, в конце августа. Самолет с
делегацией примет местный аэропорт, который работает уже с февраля и
осенью получит статус международного.