Погода в Дюссельдорфе
Погода в Сочи
Погода в Новосибирске Погода в Ташкенте
Погода в Ялте Погода в Кракове
Погода в Алматах Погода в Праге

Новости и события

  • 29.02.16
    Возможный прорыв Мосульской дамбы может унести жизни 1 миллиона человек


    Дамба в окрестностях иракского Мосула может разрушиться в любую минуту; до 1 миллиона человек может погибнуть – об этом всё чаще заявляют специалисты, передаёт The Guardian. Техногенная катастрофа может стать не менее, и даже более смертоносной, чем террор Асада, ИГИЛ и Путина.

    Бывший главный инженер «самой опасной дамбы мира», Насрат Адамо, предупреждает: «Никто не знает, когда её прорвёт. Возможно, через год, а возможно – завтра».

    Число возможных жертв катастрофы различные специалисты оценивают от 500 000 (официальные данные) до 1 000 000. Прорыв плотины может вызвать мощную 20-метровую волну и привести к затоплению обширных территорий – включая отдельные районы Мосула, Тикрита, Самарры и столицы страны – Багдада. При этом отсутствует чёткий план эвакуации – возникшая паника может привести к ещё большим жертвам.

    Дамба Мосульского водохранилища была построена в 1984 году режимом Саддама Хусейна и считалась крайне успешным и передовым проектом. Однако ещё тогда инженеры обратили внимание на дефекты дамбы: она располагается на легко размываемых горных породах. Их щели и полости нуждаются в непрерывном цементировании. Без постоянного контроля специалистов дамба может разрушиться очень быстро. В 2014 году она была захвачена боевиками т.н. «Исламского государства», год назад её отвоевала иракская армия, поддерживаемая США. Но и сейчас на ней находится слишком мало специалистов, а её основной водоспуск неисправен.

    Строившие дамбу инженеры в один голос говорят об опасности прорыва, которая возрастает этой весной, на фоне таяния снега в горах и переполнения водохранилища на реке Тигр. Уровень воды превышает максимально допустимые показатели, а уменьшить его, с учётом проблем водоспуска, не представляется возможным. Кроме того, пустоты в породах под дамбой разрастаются всё больше.

    В среду Правительство Ирака объявило о подписании контракта на €273 млн с итальянской компанией, которая будет заниматься укреплением и техническим обеспечением дамбы на протяжении 18 месяцев. Это стало возможным после нью-йоркских переговоров между представителями Ирака и министром иностранных дел Италии Паоло Джентилони. Кроме того, 450 итальянских военных будут охранять дамбу. Однако неизвестно, сколько времени уйдёт на восстановление повреждённого оборудования и восстановлении полноценной команды специалистов.

    Иракское правительство потребовало создать 6-километровую «зону безопасности» вдоль берегов Тигра – эксперты считают данную инициативу «смехотворной».

    Согласно интервью эмигрировавшего в Швецию Насрата Адамо, сохранение дамбы возможно только при условии постоянного цементирования щелей и полостей горных пород и круглосуточной работы 300 специалистов в три смены. Сейчас на дамбе их около 30, цемент не поставляется, а оборудование разграблено. Второй водоспуск исправен, однако он не может работать – ассиметричный спуск воды приведёт к усилению эрозии.

    По словам Надира аль-Ансари, другого специалиста, участвовавшего в строительстве дамбы и также работающего в Швеции, в Технологическом университете Лулео, наибольшему риску она подвергнется в апреле и мае. Уровень воды может подняться с нынешнего уровня 308 м до 330 м. Эксперт считает, что дамба не выдержит давления. Наводнение достигнет Мосула за 4 часа, Багдада – за 45.

    Строительство, задуманное ещё в 1950-е, было отложено из-за сложных геологических особенностей территории, но Саддам Хусейн решился на возведение плотины. Ансари был научным консультантом в иракском правительстве. Ещё тогда он ужаснулся, когда осмотрел горные породы на месте будущей дамбы – легко растворяющиеся гипс и ангидрит. Курдский вице-президент Ирака Таха Ясин Рамадан, родом из Мосула, настоял на строительстве – в том числе, для создания рабочих мест у себя на родине. Иностранные консультанты убедили иракских чиновников, что проблемы решаемы.

    Дамбу спроектировали швейцарские специалисты и построил немецко-итальянский консорциум. Но с началом эксплуатации в 1986 году стало ясно, что проблемы оказались намного серьёзнее, чем предсказывалось. На «заделывание» щелей с тех пор ушло 95 000 тонн материала.

    В 1990 годы на 20 км ниже по течению началось строительство «страховочной» дамбы в Бадуше, но оно остановилось из-за финансовых трудностей, связанных с санкциями. Завершено было около 40% работы.

    В апреле этого года в Риме состоится международная конференция по предотвращению катастрофы в Мосуле. Но она может опоздать.